воспитание детей

Взгляд на воспитание детей с эзотерической точки зрения

Воспитание детей — это волшебный процесс, требующий от взрослых больше интуиции и некоторых психологических знаний, чем способности к муштре и умения самоутвердиться за их счёт.

Абсолютно всем психически здоровым деткам нужны забота, понимание, защищённость, уверенность в стабильности мира (мир для маленьких детей — это родительская семья). Очень нужны обнимашки и постоянные подтверждения, что их любят и они нужны.

Каждый ребёнок — это индивидуальность со своим неповторимым набором свойств и качеств, реакций и убеждений, понимания и вИдения, стереотипов действия и скоростью достижения целей.

дети познание

Наша задача, как взрослых людей: помочь ребёнку познать себя, научиться получать информацию из многих источников и продуктивно ею пользоваться.

Предлагаю для лучшего понимания природы наших деток рассмотреть уровни восприятия ими мира с эзотерической точки зрения, примерно как мы это делали, изучая уровни восприятия любви в статье «Любовь. Как мы её чувствуем? Почему думаем, что ей приходит конец?». Подробнее о чакральной системе человека рассказано в статье «Чакры. Тезисное описание каждого энергетического центра», а здесь мы разберём индивидуальные особенности детей, воспринимающих мир через определённый энергетический центр.

Для всех деток в самом раннем возрасте важны режимные моменты, адекватные температурный режим и правильных уход. Но детки вырастают и их точка восприятия мира может подниматься, а может оставаться на тех же позициях, что и в детстве.

В норме, абсолютно все энергетические центры работают в каждом человеке и проявляют себя в жизни теми или иными чертами поведения, в большей или в меньшей степени, но иногда можно выделить ведущий. Поэтому рассмотрим всё по-порядку.

1 чакра — Муладхара — красный цвет

дети 1Для таких детей важны стабильность, режим и распорядок. Если такого малыша укладывать спать то в 20, то в 22 часа (даже если ребёнку уже больше 3 лет), то через несколько дней можно получить его нервный срыв в совершенно разных вариациях: от повышения температуры тела и необоснованной капризности до постоянных истерик и поноса. 

Для таких детей очень важен ими самими прописанный порядок, например, в последовательности надевания на себя одежды, этапности действий отхода ко сну, упорядоченность при сборе сумочки с игрушками в садик или учебников в портфель. Они планомерны и медлительны, основательны и достаточно упрямы в своих убеждениях.

Дети очень легко могут заниматься одним делом достаточно длительное время (играть в одну игру, читать одну и ту же книгу, выполнять монотонные манипуляции с одним-двумя предметами, собирать пазлы и прочее). Они доводят начатое дело до ими задуманного результата.

Подрастая, дети сами создают себе расписания режима дня, занятий, запланированных дел. Стабильность и чёткая определённость в будущем их успокаивает, вселяет уверенность.

Такие дети достаточно трудно переживают какие-либо изменения в их жизни: переезд в другое место жительства, перевод в другую группу детского сада или класса в школе, даже переход для сна в другую комнату. Им сложно уснуть на новом месте, привыкнуть к иным запахам и цвету.

Если такого ребёнка во время его занятия позвать кушать, отправить идти спать или выполнить какое-то вам нужное действие, чаще всего, вы получите игнорирование ваших распоряжений. И вовсе не потому, что ребёнок над вами издевается, а потому что в настоящую секунду ваши и его планы на ближайшее будущее несколько разные, то есть «вы пришли слегка не вовремя».

дети делаЛучшим решением в данной ситуации будет спросить у ребёнка: сколько времени ему понадобится, чтобы завершить то, что он делает. Даже полуторогодовастик сможет что-то на это ответить. А для самого малыша ваша фраза будет сигналом, что нужно завершить начатое на каком-то определённом им самим этапе. При таком развитии событий и ваши нервы будут спокойнее (только нужно всегда помнить, что для вашего ребёнка нужно дать запас времени для завершения его деятельности), и ребёнок сможет завершить начатое без бросания на полпути (что нервозно для ребёнка с ведущим первым энергетическим центром). 

Таким образом, подход к таким детям лежит через понимание их медлительности, основательности, любви к ритуалам, уважении их времени и границ. Детки нуждаются в ощущении стабильности и непоколебимости их мира, спокойствии в доме и в душе. Они могут (для ощущения этого спокойствия) брать с собою в постель, в садик или даже в школу любимую мягкую игрушку или какой-то другой предмет — разрешайте им это, для них это жизненно важно.

Перестаньте требовать от таких деток повышения скорости в выполнении ими действий — это вряд ли приведёт вас к желаемому результату, а вот испортить настроение себе и ребёнку, добавить нервозности в его поведение и ещё большее замедление процесса может.

При необходимости переезда в другое место жительства почаще обнимайте ребёнка, разговаривайте с ним, поддержите его в грусти от отказа от чего-то прошедшего и помогите найти хорошее в новом, будьте рядом с ним.

2 чакра — Свадхистана — оранжевый цвет

дети 2Это очень эмоциональные, подвижные, активные дети. Они совершают поступки ради получения ярких эмоций, а вовсе не ради результата. Они любят игры, в которых присутствует физический контакт между участниками (догонялки, «красное чернило, белое перо», «море волнуется раз» и прочие), где часто меняются эмоции радости, интереса, приятной неизвестности. Также такие дети обожают игры с возможным появлением негативных, но сильных эмоций, «страшилки» («вызовы домовых», «казаки-разбойники» с пленением и «пытками», «а давайте подразним собаку»…).

Монотонные игры, где требуются сосредоточенность внимания и усидчивость для них мучение. Усадить такого ребёнка за выполнение важных  развивающих игр («попади геометрическими фигурами в соответствующие прорези», «вставь фигурки животных в их домики» и прочие) можно, но выполнит он эти действия один-два раза. Узнал что-то новое, хапнул эмоций, подавайте, мама, новенькое.

Заставить ребёнка многократно повторить какое-то малоинтересное для него действие можно только пообещав какой-то приятный бонус по окончании («Соберём ещё раз пазлы — и пойдём гулять», «соберёшь свои игрушки — и я почитаю твою любимую сказку», «пропишешь строчечку крючочков — и будем кушать вкусняшку»).

Девочки – это юные кокетки, любящие одеваться в красивые наряды и обувь, ярко краситься, дефилировать по квартире перед родными или хотя бы перед зеркалом. Мальчики — это красавчики-джентельмены, тоже любящие внимание окружающих к своей особе.

дети эмоцииТакие детки любят как групповые занятия, так и игры с кем-то вдвоём, но обязательно с получением от этого ярких лёгких эмоций, восторга. Они умеют получать удовольствие там, где другие пройдут мимо. Они хорошие изобретатели забав с последующим весельем и, как правило, без продумывания последствий (попрыгать в лужу, засунуть за шиворот сосульку, сбежать с друзьями из детского сада, прогулять с компанией единомышленников урок), лишь бы было весело здесь и сейчас. «Задним умом» они, конечно, сознают, что совершённые поступки далеки от «правильного поведения», но очень часто через время всё повторяют. «Но ведь классно же было!»

Подход к таким деткам лежит через эмоции: либо, обрисовывая им перспективу с получением чего-то для них приятного (пойдём кататься с горки, посмотрим вместе мультик, полепим пластилином…), либо отсутствием в последствии чего-то для них грустного (лишение на сутки просмотра мультфильмов, запрет (на определённое время) игры в планшете, отлучение от интернета…).

Здесь важно правильно и сильно ребёнка замотивировать на получение результата. Расписать ему все плюсы ситуации с положительным выполнением и все минусы при отрицательном итоге.

ВАЖНО: чтобы при этом разборе был диалог с ребёнком, а никак не лекция под названием «Ты ничего не понимаешь, поэтому слушай меня».

В случае, когда родитель ведёт (да, правильно и грамотно расписанный), но  монолог, то ребёнком это воспринимается как нудная нотация, а никак не призыв к действию. И, соответственно, пока вы ему красиво и верно всё описываете, он легко уходит в свои личные мысли-облака (подробнее об этом описано в статье «Ухудшение памяти или неумение жить «здесь и сейчас»?»).

Именно поэтому важен именно диалог, который вам самим даёт четкое понимание, что внимание ребёнка сосредоточено именно на вашей с ним беседе, а также стимулирует самого ребёнка принимать активное участие в поиске положительного и отрицательного. Это даёт ему самому ощущение, что формирование мотивации это дело его собственных усилий (что, как мы знаем, ценится гораздо больше, чем подаренное), а так же такими действиями вы передаёте ответственность за последующее выполнение и получение результата на самого ребёнка.

3 чакра — Манипура — жёлтый цвет

дети 3Это прирождённые лидеры с чётким пониманием того, что они хотят. Они умеют организовать вокруг себя коллектив, умеют распределять в этой группе роли каждому участнику. При «провале операции» берут ответственность на себя и, если с них требуют ответ, идут «сдаваться» с повинной.

Это могут быть не только «положительные» лидерские персонажи (например, подговорили детей в группе поздравить воспитательницу с днём рождения криками «Ура!», организовали полив клумбы во дворе, навестили болеющего друга), но и «отрицательными» (увести нескольких своих товарищей с игровой площадки в соседний двор, подсадить «слабачков» на сигареты, организовать срыв урока).

Такие дети рано понимают: чем можно зарабатывать, где можно достать деньги, на кого нужно надавить, чтобы добиться желаемого. Это очень хорошие манипуляторы, они интуитивно чувствуют слабые места других людей и умело пользуются этими знаниями.

Если у таких детей есть намерение что-то сделать, то их достаточно сложно свернуть с пути. Они способны выстраивать несколькоходовые стратегии, ждать удачного момента, удобного случая. Если их планы раскрываются и им запрещают сделать задуманное, то у взрослых может создаться ощущение, что они смогли юному лидеру наложить табу, но это лишь иллюзия. Такой ребёнок, если остаётся убеждён в своей правоте, обязательно воплотит в жизнь свои задумки.

Выход из такой ситуации только в том, чтобы действительно убедить такого ребёнка в неправильности его намерения (опасности, бесперспективности, потери времени…). И только поменяв свою точку зрения на иную, лидер откажется от своей затеи. Запреты для него — пустой звук и раззадоривание соперничества, вызов его собственным личностным качествам, «Да я вам всем докажу!».

дети лидерДаже если у таких деток нет окончательного вИдения каким должен быть результат — они всё равно говорят уверенно, могут убедить и ровесников, и взрослых в своей правоте и необходимости начала действия в их пользу. Они достаточно легко убеждают других детей работать на свою цель, часто даже напрямую никак не принимая участия в самом процессе.

Такие дети начинают легко и быстро учиться, если сами чувствуют в этом необходимость. Они могут читать «запоями» нужную им литературу, смотреть нужные им видео, просить о консультации у людей, успешных в сфере их интересов. Но там, где им скучно, нудно и неинтересно – мы увидим полный провал в успеваемости.

Если таким детям приводить в пример кого-то, кто в группе лучше себя ведёт, лучше него учится, лучше выполняет поручения родителей, чище убирает в комнате — ждите два варианта дальнейшего развития событий (зависит от изначально заложенного характера лидера). Первый вариант: ваш ребёнок (ему брошен вызов) начнёт действовать так, чтобы стать лучшим в этом вопросе и вы это заметили и поставили его самого на пьедестал «лучший в этой категории». Второй вариант (встречается гораздо чаще): вы своим сравнением разожгли в нём дух холодной войны к сопернику, а на войне «все средства хороши». Поэтому больше нет оснований недоумённо удивляться тому, что любящие братья-сёстры «вдруг» стали злейшими врагами, подружки перестали общаться и только вредничают друг с другом, лучшие друзья стали постоянно драться, успеваемость снизилась ещё больше.

Такие дети стремятся быть первыми, «самыми-самыми» и могут очень сильно ненавидеть тех ровесников, которые ещё пока «круче» в выбранной ими сфере. Они могут с лёгкостью «подставлять» своих соперников, часто могут издеваться над ними явно или через других детей.

Подход к таким деткам лежит через понимание их желания быть лидерами и постоянные разговоры с ними с искренним участием и интересом к их мыслям, задумкам, планам. Им нужно объяснять, без нравоучений и нотаций, а именно давать информацию, по интересующим детей вопросам, считаться с их мнением и учитывать их интересы. С ними нужно общаться на уровне «взрослый-взрослый» и тогда у вас есть шанс стать их товарищем и доверенным лицом, авторитетом для них, к которому они станут обращаться за помощью и поддержкой в сложных для них вопросах.

4 чакра — Анахата — зелёный цвет

дети 4Это искренние, открытые, бесхитростные, заботливые, милосердные, участливые, любящие создания. Они всегда готовы прийти на помощь к любому, кому она требуется: и бродячей собачке, и муравьишке, и котёнку. Они всегда предложат свою помощь в уборке квартиры, донести сумки, принести пульт. И делают они это из любви, благодарности и удовольствия от ваших позитивных эмоций, а вовсе не из-за последующего за это поощрения в чём-то.

Им хорошо, когда всем вокруг хорошо. Они умеют дружить, уважать и ценить, стараются радовать тех, с кем соприкасаются, стараются быть хорошими для всех, потому что им плохо, когда они видят огорчение и грусть вокруг себя. В таких ситуациях детки начинают считать себя виноватыми в несчастии других: «Папа ушёл от нас потому что я плохо себя вёл», «Мама плачет по ночам из-за меня, так как я не сразу делаю то, что она мне говорит» и т.д.

Эти детки всегда умеют поддержать других своим участием, добрым словом, предложением помочь, советом, подсказками. Они очень впечатлительны и переживательны, ранимы и уязвимы в своей открытости, часто попадают в ситуации, где ими манипулируют более «продвинутые» товарищи, нажимая на их сострадание и неумение отказывать. Они становятся жертвами тех людей, которые бессовестно используют их милосердие, порядочность и доверие, манипулируя идеей «дружбы» и «любви к ближнему».

Такие дети часто берут опёку над слабыми детьми или над теми, которых больше всего обижают в группе или в классе. Они могут пойти против сильных и даже полезть в драку с явным преимуществом соперников, отстаивая интересы слабого или просто защищая его своим телом.

дети доброПонятие «чести» для них имеет значение. Отстаивая честь группы, класса, школы они (привлеченные в эти мероприятия) будут, вкладывать в это все свои силы, возможности и ответственность. Ради защиты «чести семьи» могут ввязаться в откровенные авантюры и попасть в мошеннические схемы.

Если нужно кому-то помочь (например, снять с дерева кричащего котёнка), такие детки пойдут даже против своих страхов (например, страх высоты), преодолевая их, стимулируемые внешними обстоятельствами для помощи другим. Они храбры, а иногда это доходит до безрассудства.

Это очень эмоциональные и творческие люди, часто ставящие свои собственные интересы на последнее место.

Опасность для таких детей кроется в том, что они воспринимают мир «через себя» и считают, что все люди вокруг такие же добрые, честные, справедливые и отзывчивые как они сами. Частенько из-за этого попадают в ситуации совершенно открытого и явного обмана, становятся жертвами манипуляций и авантюр.

Таким деткам нужно объяснять, что в мире есть добро и зло, белое и чёрное, верх и низ, право и лево, чистота и грязь, свет и тьма. Нельзя мир воспринимать только с одной позиции, так как их чистотой могут бессовестно пользоваться те, чьи интересы далеки от благородных. Нужно учить их анализировать возникающие вопросы не только со стороны собственных эмоций, но и из других возможных позиций.

5 чакра — Вишудха — голубой цвет

Это прирождённые ораторы и мастера владения словом. Они очень разговорчивы и относятся к той группе детей, которые задают 100 вопросов в минуту.

Это отличные переговорщики. Для них слово — это и есть жизнь. Они умеют ТАК что-то сказать, что даже взрослый человек начинает сомневаться в своих убеждениях. Умеют к каждому подобрать такие слова, что их понимает любой.

Они легко улавливают суть вещей, разделяя главное и второстепенное, важное и то, что можно пропустить «мимо ушей». Они умеют в каждом человеке разглядеть его изюминку и указать на неё, словно раскрывая людям глаза.

Им достаточно легко даётся изучение иностранных языков.

Они много читают и красиво облекают свои мысли в слова, обожают заучивать (что даётся им очень легко) и декларировать стихи, петь песни, участвовать в концертах, театральных постановках и спектаклях.

Частенько это большие фантазёры, но обманывают вовсе не из-за злобы или с целью выгородить себя, а, как говорят, «из любви к искусству». Но и сами легко попадаются на удочку «навешиваемой им лапши» и красиво разрисованных иллюзий, искренне доверяя собеседнику как самому себе.

Эти детки достаточно рано понимают что им нужно от жизни и в чём их призвание, выбирают свой личный путь, зачастую на первый взгляд ничем не обоснованный и возникший «на пустом месте». Но со временем оказывается, что этот путь был самым верным для них, максимально лучшим для их роста и развития. Очень часто это становятся индивидуалы в своих областях, что второго такого специалиста ещё нужно хорошо поискать.

Подход к таким детям лежит через слово: общение с ними, разговоры, чтение «правильных» книг, примеры из сказок, басен, притч, легенд. С ними очень важно вести диалог (вместо чтения им нотаций), чтобы понимать: они вас просто слушают или всё таки слышат. Это очень важно, так как у этих деток очень богатое воображение и на одном услышанном от вас слове у них может возникнуть масса своих собственных ассоциаций и они будут уверены, что это «ВЫ так СКАЗАЛИ» вместо «это Я так УСЛЫШАЛ».

6 чакра — Аджна («третий глаз») — синий цвет

дети 6Это маленькие мудрецы, которые как будто с самого часа своего рождения всё про всё знают. Их конёк — интуиция.

Эти детки часто играют в стороне от всех остальных, предпочитают одиночные игры. Им интересны развивающие занятия, лепка, рисование, музыка. В каждом занятии они видят свой определённый смысл и суть.

Они всегда уравновешены и чётко улавливают причинно-следственные связи. Они могут легко концентрироваться на чём-то своём, игнорируя внешний мир.

У них хорошо развиты интуиция и способность воплощать идеи в жизнь, они в свои столь юные годы легко черпают информацию из бессознательного, замечают то, мимо чего многие другие проходят.

Часто в классах становятся изгоями, так как совсем не считают нужным кому-то что-то доказывать, так как и без участия в их жизни всех остальных, им всё известно.

Учатся они, как правило, на «отлично», без вкладывания в то особых усилий. Они словно ждут: когда закончится их срок отбывания в школе, чтобы начать жить и заниматься тем, что им предназначено. Любят сверх задачи, задачки «со звёздочкой» — это как проверка для себя, без демонстрации остальным.

Свой талант ясного понимания ситуаций, чёткого представления истоков и последствий, такие дети проявляют очень рано и среди сверстников слывут «третейским судьёй», который может беспристрастно и справедливо расценить конфликт и дать мудрый совет.

Такие дети дальновидны и умны, много думают и высказывают очень мудрые мысли, но они очень часто «выпадают» из реальной жизни в том, что мало пытаются налаживать простые человеческие отношения со сверстниками, считая их неинтересными и даже глупыми.

Подход к таким деткам лежит через умные разговоры и беседы о вечном. Они хотят докопаться до сути, до истоков мира и причин возникновения всего сущего. Пока такой ребёнок маленький, это делать проще, но уже после 3-х, а тем более 5 лет, очень сложно взрослому остаться для него авторитетом. Скорость и глубина познания мира у такого ребёнка очень высокая и взрослому нужно много знать и постоянно раскрывать своей деточке всё новые и новые знания, давать объяснения по раскрытию причинно-следственных связей многих явлений. 

Важно раскрыть в ребёнке иные способности, которыми, как правило, ребёнок владеет обязательно (шахматы, отличный музыкальный слух, художественный талант и прочее).

Их нужно периодически возвращать к мирским вещам, к важности налаживания отношения с другими детьми, одноклассниками, поиску единомышленников среди людей не только на высокие философские темы, но и на более земные (на тему хобби, увлечений).

7 чакра — Сахасрара — фиолетовый цвет

дети 7Эти детки с самого раннего возраста очень выбиваются из общей массы. Они тихи, спокойны, малозаметны, очень удобны для родителей и воспитателей тем, что никуда не лезут, ничего «преступного» не затевают, выполняют всё, что им говорят.

Они всегда задумчивы и живут в мире, словно на автомате, постоянно над чем-то раздумывая, размышляя. Затронутые для беседы могут рассказать о своих мыслях и это будут очень глубокие и мудрые суждения.

Про таких детей можно услышать, что они постоянно «витают в облаках» и их «облака» для них самих и являются жизнью. Материальный мир для них малоинтересен, им нет дела до красивой одежды и общепринятых развлечений, им всё равно что о них думает весь мир вместе взятый.

Медитация и обретение покоя в тишине размышлений, молитва или занятия другими техниками познания Бога являются основным увлечением подросших детей.

В будущем такие детки, как правило, идут по пути развития себя через религиозные школы любого близкого к их пониманию направления, становятся служителями Богу и человечеству.

Это, к сожалению (или к счастью), очень редко встречающийся ведущий энергетический центр восприятия мира у деток, поэтому и рекомендации тут вряд ли нужны. Единственно можно пожелать терпения родителям к таким особенностям ребёнка, так как, возможно, вы растите великого философа, религиозного учителя или «продвинутого» гуру.

Понимание уровня, с которого ребёнок воспринимает мир, даёт нам, взрослым, шанс правильно его слышать и чувствовать, а также помогать в познании себя, усиливая детские сильные стороны и нивелируя слабые.

дети спокойствие

Зная приведённые выше тонкости и наблюдая за поведением наших деток, можно:

  • вычислить из каких соображений в данном конкретном случае ребёнок видит мир;
  • определить сильные и слабые стороны его позиции с целью правильного понимания и самого ребёнка, и мотивов его деяний.

То есть, он хочет нас добить своим молчанием или это реакция на наш крик в его адрес; она испортила обои в комнате ради того, чтобы нас позлить или это был «приступ» самовыражения без сопутствующего прогноза и анализа последствий и т. д.

Соответственно, нам самим будет понятно: каким образом нужно выразить своё отношение к произошедшему без оскорбления личности юного гения и каким образом наиболее корректно и действенно донести до него причины нашего неудовольствия.

Если вам самим сложно сделать анализ, то можно записаться на консультацию, заполнив эту контактную форму, и я помогу во всём разобраться.

С уважением, Елена Мацуга.

16 комментариев

  • Мария

    Статья познавательная и интересная, необходимо эту связь с ребёнком пронести до самой старости, спасибо вам

  • Irina Jarohina

    Понимание детей, уважение к их медлительности и их выбору очень важно и для самих родителей. Оно окупится сторицей.

  • Катерина

    Очень информативно и полезно написано о чакрах! Спасибо вам за статью. Я недавно стала увлекаться эзотерикой, про чакры много слышала, но четко до конца не понимала их значение. Благодаря вашей статье разобралась.

  • Дмитрий

    Очень познавательный материал, для себя много нового усвоил. И это особенно важно, ведь речь идет о воспитании детей. Важно с малых лет с ребенком общаться на равных, учитывая его особенности.

    • Елена Мацуга

      Абсолютно с Вами согласна, Дмитрий. Ребёнок — это тоже личность, только маленького роста, которая растёт и развивается. И наша задача — помочь ему раскрыть себя, а никак не испортить своими комплексами и страхами. Благодарю за отзыв.

  • Наталья

    Спасибо, за Вашу статью. Чем больше таких статей, тем больше понимания в детстве и меньше испорченных жизней. Трудно даже представить сколько несчастных людей сегодня всвязи с тем, что в советское время к сожалению не только мало прислушивались к детям, но совершенно варварски системно переучивали, например, левшей писать правой рукой, не задумываясь, что в человеке все взаимосвязано.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *