смерть и жизнь после смерти

Смерть близкого человека. Как сказать об этом детям разных возрастов?

смерть людей

Смерть знакомых, близких и родных. Все мы в жизни сталкиваемся с подобной трагедией. Так устроен мир: кто-то приходит, кто-то уходит. Всё, конечно, очень непросто: понять, принять, смириться, но через это необходимо пройти, отпустить того, кто ушёл и жить дальше.

Цель этой статьи: поразмышлять над некоторыми моментами внутри самой темы смерти физического тела и, опираясь на возрастные особенности созревания детской психики, понять: как максимально щадяще имеет смысл доносить столь глобальную информацию до деток разных возрастов. 

Чтобы бережно и грамотно объяснить детям о таком негативном событии в жизни как смерть близкого человека, предлагаю сначала поразмышлять самим над этим понятием несколько подробнее.

  • вознесение
В каждой семье существует своё представление о рождении и смерти, жизни и существования после её окончания. Каждый взрослый человек рано или поздно начинает отвечать на вопросы детей о зарождении мира, о том, что происходит после конца концов, что с нами будет после того, как всё закончится и заканчивается ли это всё вообще…

По большому счёту, никто не знает достоверно что именно происходит с человеком после того, как прекращается жизнь физического тела. Каждый из нас в этом вопросе опирается на веру в слова своих Учителей, религиозные постулаты принятые в наших семьях, рассказы тех, кому доверяем именно мы сами, черпаем информацию из тех источников, которые нам близки, понятны или общеизвестны (если нет желания заморачиваться на эту тему).

Мы можем рассуждать, спорить с пеной у рта, доказывая, что те или иные представления об этом являются единственно верными, но сто процентно точными мы вряд ли можем быть, как бы нам этого не хотелось. Мы все всё узнаем каждый в своё время, ещё никто не прошёл мимо обсуждаемой нами темы, но сейчас можем только догадываться и верить.

конец физической жизни и продолжение жизни Души

В каждой религии обязательно есть разделы, посвящённые теме смерти и существованию Души после окончания земной жизни. В чём-то эти знания имеют похожесть (например, что после смерти физического тела Душа продолжает жить), в чём-то очень сильно разнятся.

Каждый служитель своей веры может красиво и грамотно объяснить любому интересующемуся: что и как происходит с точки зрения именно той религии, которой он сам придерживается. И если нам близко его объяснение, если оно отзывается у нас согласием с нашими собственными представлениями и внутренними рассуждениями, то мы начинаем верить в те догмы, которые нам рассказывает именно это религиозное направление и считаем, что так оно и есть.

И прекрасно, что это есть, какой бы религиозной направленности они ни были. Человек волен выбирать любую точку зрения по этому вопросу. Важно получить ответы, которые близки нам самим, которые дают хоть какое-то представление о том, что происходит там, за чертой неизвестности и таинственности.

Ведь то, что человек не знает, не может спрогнозировать и контролировать — приносит тревогу. И эта тревога может быть от уровня осознанного неприятного отрицания мыслей об этом до масштабных панических атак. А хоть какое-то знание и малейшее представление о волнующей теме даёт пусть минимальное, но успокоение. И они (знания и спокойствие) нам нужны для того, чтобы доходчиво объяснить деткам такие важные вопросы как смерть тела и жизнь Души.

В зависимости от того, какое понимание этих процессов есть у взрослых, такие знания и вера передаются младшим поколениям.

другой СветДети разного возраста совершенно по-разному воспринимают информацию. Для того чтобы её отреагировать, она должна быть оценена через призму их восприятия и понимания.

В разном возрасте, естественно, существует своё понимание мира, оценки окружающей действительности, свой уникальный набор сведений и знаний, через который ребёнок для себя как-то обозначает происходящие вокруг него действия и события.

Давайте рассмотрим разные возрастные категории детей, основываясь на их уровне развития, понимания и способности осознания

Дети до 2 — 3 лет очень мало способны анализировать события, надолго их запоминать и переживать. В силу их лёгкой отвлекаемости достаточно просто переключить их внимание с одного предмета или явления на другое. Через некоторое время ребёнок забывает предыдущие дни, часы и минуты. В силу своей физиологии они ещё не умеют долго удерживаться на одной эмоции.

Поэтому тут всё достаточно просто: что-то объяснять таким юным созданиям нет особой необходимости.

Дети 3-5 лет остаются легко отвлекаемы, но уже способны к запоминанию на более длительное время. В этот период развиваются такие функции мозга как образное мышление. Детки начинают фантазировать и, как правило, очень любят сказки, легко отождествляют себя с главными героями рассказов и историй. Очень быстро вживаются в роли и глубоко эмоционально проживают события сказок, стихов, песен.

Часто дети многократно просят читать или рассказывать им одну и ту же сказку или петь песенку. Они просят это делать снова и снова пока до конца не проживут всю эмоциональную или информационную наполненность произведения, пока там, где-то в глубине себя до конца не поймут (а скорее не прочувствуют) всю суть текста. В силу своего малого жизненного опыта им сложно понять многие вещи, а чувствовать они умеют. Так вот, пока в их головушках не произойдёт окончание понимания для себя сути сказания, они будут раз за разом просить читать одно и то же до «мозолей на нашем языке».

И очень важно в данном случае идти за ребёнком, рассказывать столько раз, сколько ему требуется для окончательного осмысления.

Учитывая особенность развития мозга деток до 5 лет (активное развитие образного мышления), при разговоре с ними на тему смерти кого-то из близких людей, имеет смысл акцентироваться на преподнесении им информации в виде сказки.

Нужно так построить сюжет, чтобы рассказать от третьего лица (то есть, это происходит с кем-то) о жизни какой-то семьи, где были такие же участники, как и в той, где сейчас живёт ребёнок.

Смысл подобных сказок нужно создать такой, чтобы сначала рассказать о жизни такой семьи, где случались всякие разные смешные и грустные ситуации, поездки, игры и прочее. Далее перейти к тому, что иногда в жизнь приходят ситуации, когда сами люди не могут контролировать абсолютно всё и так происходит, что в какой-то момент кто-то из семьи покидает остальных и уходит. А дальше вам очень понадобится та информация о жизни после смерти, которую мы обдумывали выше и которой каждый из нас, взрослых, придерживается.

путешествие ДушиТолько в данный период жизни ребёнку нужна лишь волшебная часть этих сакральных знаний. Поэтому ваша сказка может продолжиться тем, что этот кто-то, ушедший от семьи, превратился в звёздочку и стал жить на небе, освещая путь своим родным. Или стал незримым ангелом-хранителем, оберегающим любимых и подсказывающим верные решения. Или превратился в светящийся огонёк и продолжил дарить свою заботу через теплоту сердец. Или ещё как-то, но обязательно, уйдя из реального мира, переместился в мир иной и продолжил существование.

Такие сказки дадут ребёнку надежду, что близкий человек не исчез бесследно, а незримо находится где-то рядом (как минимум в собственной Душе), дадут хоть малейшее представление о конце жизни физической и продолжении её в ином качестве, а не конце концов.

Для этого возраста часто бывает сказочного варианта рассказа (с последующим переложением на события реальной жизни) вполне достаточно для объяснения. Ребёнок дальше сам себе додумает тот вариант последующей жизни «звёздочки» (ангела или света), который наиболее приемлем для него самого.

В возрасте около 5 лет физиологически начинает созревать отдел мозга, отвечающий за эмоции и страх как таковой. В этот период дети сами, как правило, начинают задавать вопросы о смерти, что происходит после неё, куда люди исчезают и что с ними происходит. Тогда же появляются первые страхи смерти мамы (как главного действующего персонажа жизни ребёнка), себя самого. Изначально эмоциональные детки эти размышления и страхи переживают сильнее (периодически могут вскакивать по ночам в ужасе от сновидений со страшной тематикой, плакать перед сном, рассуждая на волнующую тему), менее эмоциональные — спокойнее, но практически никто не проходит мимо таких важных вопросов.

По-большому счёту, детей от 5 до 8-10 лет вполне устраивают объяснения в виде сказки, волшебных преображений и мистических перевоплощений. Им важно верить, что любимый человек пусть и далеко, но существует. Они ещё не особо хотят вникать в детали мироздания и наслаждаются беззаботным детством.

Им пока не нужна глубина понимания подетально, важны эмоциональные переживания.

Бог един

Они уже умеют грустить и подолгу помнить негативные переживания, плакать по ночам в подушку и скрывать от взрослых свою боль утраты. В этом периоде очень важна эмоциональная поддержка деток, объяснения им того, как дальше с этим жить, где брать позитивные эмоции, чтобы восполнить опустошение.

Для этого (при необходимости) можно продолжать рассказывать им сказки о том, как с подобными ситуациями справлялись другие герои историй и обязательно с позитивным концом, что герой побеждал уныние и находил для себя источники позитивных эмоций и увлекательные дела.

Все люди (а детки тем более) имеют свой собственный уникальный набор свойств и качеств, типа реагирования на стресс и диапазон эмоциональности. Кто-то медлительный, а кому-то нужно выполнять сто дел в минуту, кто-то молчаливый, а у кого-то рот не закрывается, кто-то склонен обдумывать и переживать неприятные моменты внутри себя, а кто-то каждый чих выставляет на всеобщее обозрение. Кого-то нужно молча обнять, а с кем-то разговаривать днями напролет, кому-то требуется уединение, а кого-то ни на секунду нельзя оставить с самим собою.
Для того, чтобы слова утешения были живительными и дающими надежду на лучшее, нужно очень хорошо знать своего ребенка. Его характерологические плюсы и минусы, скорость реакции и тип реагирования на стресс, его точку восприятия мира и то, каким образом к ребенку вы можете всегда «достучаться».
О таком исследовании собственных деток мы рассматривали в статье «Взгляд на воспитание детей с эзотерической точки зрения». Зная своего ребёнка, Вы сможете найти нужные слова именно для него. 

Поэтому можно сказать, что невозможно подобрать одну единственную универсальную успокоительную фразу, которая бы помогла справиться с внутренними переживаниями и эмоциями всем без исключения. Каждый человек уникален.

волшебствоПосле 11-12 лет, когда дети вступают в период полового созревания и гормональной перестройки, одними сказками не обойтись. Дети становятся очень чувствительными к переживаниям любого рода (как позитивным, так и негативным). В этот период они, порой, сами себя не могут до конца понять и становятся «ёжиками-колючками» в общении на любую тему, очень ранимыми и сверхэмоциональными. (Подробнее об особенностях подросткового периода описано в статье «Дети. Вседозволенность или понимание и умелое наставничество?» в разделе «Подростковый возраст»).

И уже вот тут ваши собственные представления о жизни и смерти, будут очень нужны, чтобы на достаточном для ребёнка уровне объяснить ему всё, что он спросит, доходчиво рассказать то, что вы сами думаете на эту тему. Есть детки в 15 лет как ляли маленькие мало о чём задумывающиеся, а есть в 11 как юные мудрецы. Поэтому каждому взрослому важно учесть уровень развития и понимания своего ребёнка для таких важных разговоров. Кому-то больше подойдёт объяснение в виде сказки (как в предыдущем возрастном периоде), а кому-то потребуется целая лекция об основах мироздания и цитаты из книг, на которые опираетесь Вы сами.

В этом возрастном периоде дети склонны сами себе придумывать (если нет реального повода) какие-нибудь страдания, чтобы можно было выплеснуть накопившиеся внутри эмоции, которым они, зачастую, не могут дать объяснения и найти причину. Но новым для юного тела гормонам без разницы: есть повод или нет, они требуют выхода, и у подростков может внезапно начаться целая истерика вроде бы из-за пустяка или «ни с того ни с сего» период молчанки.

Все мы дети единого БогаТак же сильно взрослеющие дети могут отреагировать на любое событие в их жизни. Поэтому взрослому очень важно, перед тем, как сообщить подростку печальное известие, выбрать такую минутку, чтобы эмоциональный фон ребёнка был максимально спокойным.

Чем дороже подростку был умерший человек, тем сильнее будет его реакция на новость. И будет гораздо безопаснее для здоровья ребёнка, если подросток выплеснет свои эмоции в виде крика, плача, истерики, чем отреагирует молча и замкнёт горе внутри себя (возможно дальнейшее развитие психосоматической болезни). И чем ярче реакция — тем полнее выплеск эмоций и качественнее и быстрее пойдёт восстановление.

Очень важно взрослому в этот сложный период разделить эмоции ребёнка, поддержать и выслушать, разговаривать и объяснять. Дать формирующейся личности понять, что Вы, так же как и он, очень расстроены произошедшим, что тоже как и он испытываете грусть (печаль, боль потери, чувство утраты…). Подростки в такие трагические для них моменты ведут себя как взрослые, только очень чувствительные. У них ещё нет позитивного опыта переживания подобных ситуаций.

Конечно, покинувшие этот мир люди, уже не смогут согреть теплом своего тела, обнять, погладить по голове своей рукой, дать напутствие и помочь в решении каких-то вопросов. Оставшимся в реальном мире людям придётся научиться жить без них. Этого уже не изменить. Это уже данность, с которой дальше предстоит работать: налаживать новый быт, перераспределять обязанности и время… И чем раньше человек это примет, тем проще будет и ему самому, и тому, кто ушёл.

путешествие души после смерти

Есть вопросы, которые могут в некоторой степени помочь человеку в выходе из тёмного эмоционального вакуума

Вот их примеры:

— Тебя любил дедушка (бабушка, папа, мама)? А ты его (её)? Как ты думаешь, если бы он сейчас наблюдал за тобой, ему было бы радостно видеть тебя в таком состоянии?
— А какие твои дела, мысли или поступки, как ты думаешь, могли бы его (её) порадовать?
— Какие твои действия вызвали бы улыбку у…?
— Как думаешь, какими твоими достижениями он (она) бы гордились?
— Чем бы он (она) восхищались, глядя на тебя каждый день?
— Каким (какой) они хотели бы тебя видеть: печальным и плачущим или продолжающим жить полной жизнью?

Отвечая на такие вопросы, ребёнок находит для себя ответы, выходит из разрушающих мыслей и входит в восстанавливающий созидательный этап. 

Важно понять, что ушедшим в мир иной уже хорошо. Кто-то отмучился от тяжёлого заболевания, кто-то устал от хронических болезней. Но бывают ситуации, когда из жизни уходят люди нестарые или вообще молодые. Как себе объяснить их безвременное удаление?

  • автомобильная катастрофа
Есть такое предположение, что Душа каждого человека приходит на Землю с целью получить от жизни Урок и выполнить своё предназначение. У кого-то это может быть Урок научиться быть милосердным, испытать истинную любовь, а может научиться говорить «нет», быть решительным и закалить силу Духа в опасностях. Может быть, это научиться грамотно распоряжаться деньгами или словом вдохновлять людей на подвиги. У каждой Души свой Урок и, приходя на Землю в рождение, она начинает расти и совершенствоваться, выполняя своё предназначение, которое позволит пройти обучение. 

Одно из объяснений преждевременного ухода человека из жизни может быть такое предположение: когда Душа, идя по жизни, отдаляется от своего предназначения и, соответственно, от условий прохождения своего урока, то Бог изымает Душу из физического тела, ведь она очень ценна для него, а идёт путём, далёком от Им задуманного.

реинкарнации

Или когда Душа уже выполнила своё предназначение в полной и/или достаточной мере и нет больше необходимости ей задерживаться на Земле, то Бог призывает её в своё царствие (или в то место, в которое каждый из нас думает, попадают Души после физической смерти).

Нам, людям, своим умом и собственными представлениями очень сложно понять и предвидеть планы Бога, Высшего разума или инопланетян (каждый на это место может поставить то, что сам считает правильным). Мы можем только предполагать и делать выводы, опираясь на слова тех, кому сами верим, чью религию поддерживаем, чьими авторитетами руководствуемся.

В любом случае, опираясь на знания темы смерти из разных религий, опыт тех, кто побывал в клинической смерти и некоторый собственный опыт, можно сказать, что человек, покинув своё физическое тело, ощущает необыкновенную любовь, умиротворение, счастье, абсолютное знание всего: прошлого, настоящего и будущего. Словно его подключают к всемирной паутине интернета и ему становятся доступны все знания мира. Нет в нём никаких обид, боли и гнева, есть только абсолютное осознание прожитой жизни, понимание себя и своих поступков, любовь ко всему и ко всем. Любовь необъятная, всеохватывающая и безусловная.

зябко и зыбко

Бытует такое мнение, что чем меньше о человеке плачут, тем «суше» его почва «там». Часто людям, изо дня в день оплакивающих потерю, во сне являются умершие и говорят о том, что им мокро и холодно, они как в болоте и вязнут, просят перестать горевать. Так это или нет, мы при жизни вряд ли можем достоверно узнать, но очень много описанных именно таких ситуаций, а не наоборот.

Очень хочется верить, что Душам, покинувшим физическое тело, уже хорошо, легко и спокойно, они с Богом, в Его любви и заботе. Плохо тем, кто остаётся без ушедшего — им, как правило, тяжело, страшно, непонятно и страшно непонятно.

Часто от родных можно слышать причитания: «На кого ты нас покинул?», «Как мы теперь без тебя будем?», «Что мне теперь без тебя делать?», «Как без тебя жить?». Это всё, конечно, очень болезненные вопросы, но они о чём и о ком? Они о тех, кто остался. О непонимании того, как теперь жить здесь и сейчас, что делать и прочее.

Поэтому очень важно, пережив и отреагировав первые эмоционально тяжёлые часы и дни, углубляться именно в вопросы, касаемые теперь уже налаживания жизни новым семейным составом, перераспределения обязанностей и времени и прочее. Важно начать активно искать то, что даст живительную энергию Вашей Душе и силы на поддержку тех, кто ещё не имеет опыта переживания трагедий. И пусть мысль о том, что им теперь хорошо, согревает и даёт веру в обязательную встречу с нашими любимыми каждому в своё время там, где нам пока неведомо.

В следующей статье поговорим о чувстве вины. Что оно из себя представляет, как возникает и найдём алгоритмы для его излечения.

С уважением, Елена Мацуга.

14 комментариев

  • Алексей

    Статья получилась очень интересная, содержательная и информативная. В целом понравилась. Читая статью, в моей памяти начали всплывать воспоминая моего восприятия темы утраты близких, который был в разных возрастах. Читая статью, я пытался найти те самые важные слова, которые искал для себя, переживая боль утраты. Да, согласен, в разном возрасте утрату переживаешь по разному. Будь то самый родной человек, дальний, ближний родственник, одноклассник или новорожденный младенец.
    Я до сих пор помню те ощущения, когда на больничной койке умирал мой дедушка. Я застал именно процесс умирания и последний вздох. Потом скорбь родственников, похороны. Но, вот это состояние, когда ты спускаешься по лестнице и понимаешь, что ты уже никогда не сможешь с ним общаться в своей жизни, осталось в памяти до сих пор.
    Дети в разном возрасте могут просто узнать о смерти родного человека или видеть, как он болел и умер или стать свидетелем его трагической смерти. Тут ещё ребёнок получит, как опыт стоны и рыдания родственников. Можно сначала получить мощнейшую психотравму, а уже потом объяснения, что да как. Так вот, что же сказать ребенку, когда он увидел эту смерть, пережил психотравму и уже имеет, хоть и маленький, но свой собственный опыт-человека больше нет. Разговоры о душе могут не успокоить. Если девочка потеряла маму, да ещё и явилась свидетелем её смерти, какие волшебные слова надо подобрать, чтобы ребёнок бил счастлив?

    • Елена Мацуга

      Согласна, Алексей, что если ребёнок стал свидетелем последнего вздоха любимого человека, слышал стоны умирающего, то, скорее всего, у него, действительно, будет психическая травма. И для убирания её последствий нужна работа со специалистом тет-а-тет, а не чтение статей на сайтах.
      Каждый человек индивидуален и имеет свой уникальный набор: тип реагирования, характер, темперамент, стрессоустойчивость, эмоциональность и многое другое. Я считаю, что не существует одной-двух уникальных утешительных фраз, которые бы подошли абсолютно всем и каждому. Всё очень индивидуально.
      Эта статья написана как раз с целью того, чтобы щадаще подойти к подаче информации ребёнку о случившемся, учитывая возрастные особенности развития и избежать психотравмы.
      Тема смерти очень многогранна и разнообразна. Невозможно в одной статье отразить все вопросы, касаемые такой глобальной серьёзной темы. Может быть, коснусь иных её аспектов в других своих статьях, но эта задумана как ключик к пониманию особенности подачи трагической информации деткам с учётом их развития психики.
      Благодарю за вопросы и отзыв.

  • Татьяна

    Лена, спасибо! Это очень тонкая душевная тема… Я читала ее с особым чувством, т. к. несколько лет назад потеряла маму. Моим детям тогда было 7 лет одному и 2 года другому… И мне пришлось пройти через понимание и принятие того, что произошло и лично для меня, и для семьи в целом. Помню, что тяжелее всего было найти силы разъяснить происходившее своим детям…
    А если говорить о статье, то мне понравилось как интересно описаны возрастные особенности восприятия и понимания смерти — уверена, что о них должен знать каждый.

    • Елена Мацуга

      Танечка, спасибо большое за добрые слова. Да, тема эмоционально тяжелая, но жизнь такова, что всё идёт своим чередом: и рождение, и смерть. Бок о бок.

  • Irina Jarohina

    Глубокая тема и очень всеми востребована. Конечно, мы не видели пока ни смерти, ни Бога, но всему свое время. Душа есть, это точно.

  • Светлана

    Спасибо за статью, есть о чём подумать. Но самое главное, своей 5-летней дочке я сказала всё правильно, также как и я сама верю в реинкарнацию человека после смерти и ей сказала об этом.

    • Елена Мацуга

      Какой бы точки зрения ни придерживались родители, важно, чтобы ребёнок получал информацию достаточную и необходимую для своего возраста, вместо всего спектра взрослого восприятия и понимания. Всему своё время. Спасибо за отзыв, Светлана.

  • Анна

    Статья очень насыщенная и полезная. Простите за краткость. Для меня это тяжёлая тема.

  • Вячеслав

    Да статья очень полезная, так как на себе испытал такое когда мне было 15 лет. Ушел из жизни мой отец, эта травма меня в последствии преследовала 7 лет. Мне казалось как и почему, мне не хватало отца так как это период взросления и становления. Проблема состояла в том что я не мог отпустить его. От этого и сам страдал и его душу не отпускал. Дальше мне подсказали и я набрался смелости пошел на кладбище весь в слезах, я поговорил со своим отцом, попросил прощения то что долго его держал и не отпускал. В Далее произошло следующее мне на много легче стало и любые спорные вопросы и ситуации я с легкостью переносил. Я прекрасно знаю что мой отец всегда рядом со мной. И эти моменты очень чувствуются. Статья супер, вспомнил моменты из жизни спасибо вам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *